Cловарь буддийских терминов

Авадхути

(санскр. avadhuti, dhuti; тиб. dbu-ma)

Название центрального канала психической энергии в тантризме

Авалокитешвара

(санскр. Avalokitesvara, “зрящий глаз”; тиб. pyag rdor)

Один из главных бодхисаттв в буддийской мифологии маха-яны и ваджраяны, олицетворение безмерного милосердия и сострадания. Его изображают то похожим на индийского царевича, то держащим цветок лотоса, то четырехруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук. Его земным проявлением считают далай-ламу.

Адский мир

(тиб. dmyal-gnas)

ад живых существ (один из шести миров сансарического бытия)

Акшобхья

(санскр. Aksobhya, “невозмутимый”, “неколебимый”; тиб. rdor-sems)

Один из пяти дхьяни-будд, в мандале которых он находится или на востоке, или в центре; он синего цвета, и его правая рука касается земли. Его женским соответствием является Лочана. Из Акшобхьи эманирует бодхисаттва Ваджрапани.

Алая-виджняна

(санскр. alaya-viJ’nana; тиб. kun-bzhi’i-mam-shes)

абсолютное сознание, сознание-вместилище, сознание-сокровищница. На фоне шуньяты (”пустоты”, или безатрибутного истинно-сущего) объединяются единичные “алая-виджняна”, названные так на том основании, что они “вмещают в себя все дхармы”; таким образом, являются не отдельными реальностями, а только частичными проявлениями абсолютного сознания. Сознание-сокровищница (”алая”) напоминает “атман” - индивидуальный духовный субстрат личности.