БУДДИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
«ДАШИ ЧОЙНХОРЛИН»
имени Дамба Даржа Заяева
Словарь буддийских
терминов
Авадхути
(санскр. avadhuti, dhuti; тиб. dbu-ma)
Название центрального канала психической энергии в тантризме
Авалокитешвара
(санскр. Avalokitesvara, “зрящий глаз”; тиб. pyag rdor)
Один из главных бодхисаттв в буддийской мифологии маха-яны и ваджраяны, олицетворение безмерного милосердия и сострадания. Его изображают то похожим на индийского царевича, то держащим цветок лотоса, то четырехруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук. Его земным проявлением считают далай-ламу.
Адский мир
(тиб. dmyal-gnas)
ад живых существ (один из шести миров сансарического бытия)
Акшобхья
(санскр. Aksobhya, “невозмутимый”, “неколебимый”; тиб. rdor-sems)
Один из пяти дхьяни-будд, в мандале которых он находится или на востоке, или в центре; он синего цвета, и его правая рука касается земли. Его женским соответствием является Лочана. Из Акшобхьи эманирует бодхисаттва Ваджрапани.
Алая-виджняна
(санскр. alaya-viJ’nana; тиб. kun-bzhi’i-mam-shes)
абсолютное сознание, сознание-вместилище, сознание-сокровищница. На фоне шуньяты (”пустоты”, или безатрибутного истинно-сущего) объединяются единичные “алая-виджняна”, названные так на том основании, что они “вмещают в себя все дхармы”; таким образом, являются не отдельными реальностями, а только частичными проявлениями абсолютного сознания. Сознание-сокровищница (”алая”) напоминает “атман” - индивидуальный духовный субстрат личности.
Бардо
(санскр. antarabhava; тиб. bar-do, букв. “промежуточное состояние”)
Состояние между смертью и будущим рождением, длящееся максимально 49 дней, во время которого сознание пребывает в облике ментального тела
Белая богиня
(тиб. lha-dkar-mo)
Результат доброго деяния, формирующего хорошую карму, плод которого проявляется в последующем рождении.
Благая заслуга
(санскр. punya; тиб. bsod-nams)
Результат доброго деяния, формирующего хорошую карму, плод которого проявляется в последующем рождении.
Благородный холм цвета меди
(тиб. zangs-mdog-dpal-ri)
Название легендарной обители Падмасамбхавы на Шриланке.
Бодхисаттва
(санскр. Bodhisattva; тиб. byang-chub-sems-dpa)
1) В хина яне - эпитет Будды Гаутамы, относящийся к его прежним рождениям; 2) В махаяне - термин, обозначающий того, кто достиг наивысшего состояния, но добровольно не покинул сансару, чтобы указывать другим существам путь к спасению. Божественные бодхисаттвы представляют собой просветленный ум, действующий в жизни.
Ваджра
(санскр. vadjra; тиб. rdo-rje)
В ранние ведические времена ваджра была божественным оружием Индры, бога неба и повелителя грома и молнии, и переводилась как перун (скипетр) Индры. Тибетское значение ваджры - “повелитель камней”, или “алмаз”; является также ритуальным предметом ламы-тантриста, символизирующим твердость и неразрушимость.
Ваджрапани
(санскр. Vajrapani, “сваджрой в руке”; тиб. phyag-na rdor-rje)
Бодхисаттва, воплощающий силу и могущество всех будд, главное тантристское божество.
Вайрочана
(санскр. Vairocana, “сияющий”; тиб. mam-snang)
Блеск, сияние, один из пяти дхьяни-будд (или будд созерцания), в мандале которых находится или в центре, или на востоке; он белого цвета и держит в руке дхармачакру (”колесо учения”). Его женским соответствием является Ваджрадхатешвари, и из него эманирует бодхисаттва Самантибхадра.
Вайшравана
(тиб. rnam-thos-mthing-kha-’dod-dgu-ster)
“Синий Вайш равана, исполняющий все желания” (один из четырех охранителей сторон света, или “четырех великих царей”, охраняющих Север, повелитель якшей).
Варуна
(тиб. cu-lha)
В древнеиндийской мифологии владыка вод Варуна изливает космические воды (он бог дождя), освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки — его сестры.
Гандхарва
(тиб. dri-za, букв. “питающийся запахами”)
Небесный музыкант - класс полубогов, живущих в высшей части неба; в послеве дийской мифологии они становятся небесными певцами и музыкантами; постоянно ассоциируются с апсарами-небожительницами.
Ганеша
(др.-инд. Ganesa; тиб. tshogs-bdag)
Слоновоголовый Ганеша, принадлежит к числу наиболее популярных индийских богов; он изображается с человеческим туловищем, красного или желтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит лишь один бивень; он считается богом мудрости и устранителем препятствий
Гаруда
(санскр. garuda; тиб. bya-khyung)
Гнев, гневливость
(тиб. zhe-sdang)
Гордыня
(санскр. mana; тиб. nga-rgyal)
1) в древнеиндийской мифологии царь птиц - пожиратель змей, ездовое животное Вишну. Гаруда изображается существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом; по поверью, Гаруда рождается сразу взрослой особью, что символизирует просветленное (пробужденное) состояние ума; 2) орел; гриф.
Одно из трех ядов в буддизме.
Высокомерие (в буддизме один из “трех главных ядов”: гордыня, страсть, омраченность,-привязывающих к сансарическому бытию).
Гнев, гневливость
(тиб. zhe-sdang)
Одно из трех ядов в буддизме.
Гордыня
(санскр. mana; тиб. nga-rgyal)
Высокомерие (в буддизме один из “трех главных ядов”: гордыня, страсть, омраченность,-привязывающих к сансарическому бытию).
Дакини
(санскр. dakini; тиб. mkh’a-’gro-ma, “движущиеся по небу”)
В буддийской мифологии тантристские богини, олицетворяющие женское энергетическое начало, связанное со знанием и интеллектом, которое может быть разрушительным или творческим (созидающим).
Дипамкара
(санскр. Dipamkara; тиб. sangs-rgyas-mar-me-mdzad)
Имя мифического будды.
Дхарма
(санскр. dharma, букв. “носитель”; тиб. chos)
1) трансцендентный носитель качества или признака, трансцендентный субстрат единичного элемента сознательной жизни; 2) состояние сознания, фактор психической жизни; 3) элемент бытия; явление; объект; качество; 4) Дхарма, Учение, буддийская религиозная доктрина,буддизм.
Дхармадхату
(санскр. dharmadhatu; тиб. chos-kyi-dbyings)
Пространство, сфера или обитель дхармы. Дхармадхату выражает идею всеохватывающей матрицы, в которой все явления (феномены) возникают, живут и прекращаются.
Дхармакая
(санскр. dharmakaya; “тело Дхармы, истины”; тиб.chos-kyi-sku)
Абсолютная природа Будды, космическое тело Будды.
Дхармапала
(санскр. dharmapala; тиб. chos-skyong)
“Защитник Дхармы” (эпитет, даваемый божествам-хранителям, а также лицам, обычно монахам-прорицателям, в которых проявляет себя божество-хранитель).
Зависть, ревность
(санскр. irsya; тиб. phrag-dog)
Одно из пяти ядов в буддизме.
Злой дух богатства
(тиб. dror-’dre)
Название класса злых духов.
Злой дух болей
(тиб. zhing-’dre)
название вредоносного злого духа.
Злой дух мертвых
(тиб. gshin-’dre)
Название класса злых духов; мертвый человек также может превратиться в демона, если в момент смерти он дает обет смерти против кого-либо или если он умирает насильственной смертью. Принцип сознания убитого человека тогда управляется и ведется желанием убить своего убийцу; он желает оборвать его жизненную силу (srog).
Идам
(санскр. istadevata; тиб. yi-dam)
Охраняющее божество в тант ризме, которое адепт выбирает своим наставником и защитником либо на всю жизнь, либо для отдельных (особых) случаев. С помощью медитации адепт отождествляет себя с идамом.
Имеющий руки на шее
(тиб. gnya’a)
Один из пятнадцати великих демонов детских болезней.
Индра
(санскр. satakratu; тиб. brgya-byin букв. “совершивший сто жертвоприношений”)
В буддийской мифологии владыка 33-х нижних божественных миров; в индийской мифологии бог грома и молнии.
Иссушающий
(тиб. skem-byed)
Один из пятнадцати великих демонов детских болезней.
Йогин
(тиб. rnal-’byor-pa)
Тот, кто практикует йогу.
Капала
(санскр. kapala; тиб. thod-pa)
Карма
(санскр. niyati, samaya; тиб. sngon-las)
Кашьяпа
(санскр. Kasyapa; тиб. ‘od-srungs)
Клеша
((санскр. klesa; тиб. nyon-mongs)
Круг божеств
(тиб. lha-’khor)
Чаша из черепа, обычно используется в тантристских ритуалах.
Поступок, деяние - основной термин буддийской концепции о причинно-следственной связи, согласно которой плохой поступок неизбежно приносит плохие плоды, и наоборот. Совокупность хороших и плохих поступков, совершенных в прошлых рождениях, формирует удел человека в настоящем рождении.
В буддийской мифологии ученик Будды Шакьямуни. В текстах хинаяны Кашьяпа считается одним из самых выдающихся архатов. После смерти Будды Кашьяпа председательствовал на Первом буддийском соборе, где якобы были установлены канонические тексты буддизма.
Осквернение; нравственно-нечистые элементы; в буддизме насчитывается 84.000 клеш, сведенных к так наз. “трем ядам”; ряд дхарм волнений метафизического характера, проявляющихся в пределах иллюзорного бытия, главным образом в виде так называемых страстей и пороков.
Название божеств, внимавших Будде Гаутаме, когда тот в ипостаси Верховного целителя преподавал науку врачевания, в их числе: a) brgya-byin-mig-stong-can Индра тысячеглазый. В “Махабхарате” у Индры появляется 1000 глаз, которыми он смотрит на красавицу Тилоттаму; б) sman-pa-tha-skar-bu Божественный лекарь, сын Ашвини.
Лалана
(санскр. lalana; тиб. rkyang-ma)
В тибетском тантризме название левого или белого канала психической энергии, примыкающего к центральному каналу (dbu-ma) и нисходящего с уровня бровей в район ниже пупка.
Лама
(тиб. bla-ma)
1) Общепринятое почтительное название всех духовных лиц (монахов) в Тибете и Монголии, хотя формально право называться ламой имеют только монахи, прошедшие курс монастырского обучения; 2) гуру, духовный наставник.
Лесной красно-коричневый
(тиб. nags-smug)
Название болезнетворного демона.
Локальный злой дух-могущественный
(тиб. phyogs-’dre-btsan)
Название гибридного класса злых духов.
Львиный престол
(тиб. seng-ge’i-khri)
Торжественное квадратное седалище, которое помещается на трех ступеньках в главном зале буддийского храма прямо против входных дверей и поддерживается четырьмя или восемью изваяниями львов.
Майтрея
(санскр. Maitreya, “любовь”, тиб. sangs-rgyas-byams-pa)
Грядущий будда (в буддийской мифологии бодхисаттва и будда грядущего мирового порядка. Считается, что Майтрея в данный момент обитает в небе Тушита, где ждет времени своего вступления в качестве будды в мир людей. Он родится, когда длительность жизни людей достигнет 84.000 лет и весь мир будет находиться под управлением одного справедливого буддийского правителя).
Мандала
(санскр. mandala, “круг”, “диск”, тиб. dkyil-’khor)
Один из основных сакральных символов в буддийской мифологии. В тант ристских ритуалах мандала - сфера обитания божеств. Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели вселенной, “карты космоса”, причем вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата.
Манчжугхоша
(тиб. ‘jam-dpal-dbyangs, “красивый голос”)
Одно из имен бодхисаттвы Манчжушри.
Манчжушри
(санскр. Manjusri, букв. “красивое сияние”, тиб. ‘jam-dpal)
Мифическая гора Меру, в древнеиндийской мифологии огромная золотая гора, центр земли и вселенной: вокруг Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды, от нее, как лепестки лотоса, расходятся мифические континенты (четыре или семь); на ней живут высшие боги (Брахма, Вишну, Шива, Индра и др.), гандхарвы, риши и др. мифические персонажи. Ганга с небес стекает сначала на Меру, а потом — вниз, на землю.
Меру
(тиб. ri-rab)
Мифическая гора Меру, в древнеиндийской мифологии огромная золотая гора, центр земли и вселенной: вокруг Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды, от нее, как лепестки лотоса, расходятся мифические континенты (четыре или семь); на ней живут высшие боги (Брахма, Вишну, Шива, Индра и др.), гандхарвы, риши и др. мифические персонажи. Ганга с небес стекает сначала на Меру, а потом — вниз, на землю.
Нага
(санскр. naga; тиб. klu)
1) Название мифических существ, обитателей подземного мира, рек, озер, водоемов, которых представляют в виде полузмей-полулюдей; 2) Название класса злых духов.
Нагарджуна
(тиб. dpal-mgon-na-ga-rdzu-na’i-zhabs)
1) Известный индийский философ и ученый буддизма махаяны. Крупнейший представитель махаянской школы шуньявада - “учение о пустоте”, жил в Южной Индии. Время его жизни примерно! 1-1 II вв. Приверженцев Нагарджуны именовали “мадхъямиками” - сторонниками “срединного пути”; 2) Один из 84-х сиддхов.
Нежный бык
(тиб. glang-’jam-po)
Один из пятнадцати великих демонов детских болезней.
Нирвана
(тиб. mya-ngan-las-’da’)
Основной метафизический термин буддизма, обозначающий высшее запредельное существование духовного бытия.
Нирманакая
(санскр. ninnanakaya; тиб. sprul-sku)
Тело эманации, нирманическое тело, физическая земная форма Будды и других воплощенных существ. нирманический (тиб. sprul-pa) сотворенный чудесной силой Будды.
Обладающая кулаками
(тиб. khu-tshur-can)
Демоница, входящая в число пятнадцати великих демонов детских болезней.
Озерная врачевательница
(тиб. mtsho-sman)
Название класса злых духов.
Океан звуков Дхармакирти
(санскр. Dharmakirtisagaragho§a; тиб. chos-kyi-grags-pa-rgya-mtsho’1-dbyangs)
Имя одного из восьми Верховных целителей или будд медицины.
Ом
(тиб.- от)
Слоговая мантра, которая означает высшую истину; порождающая фонема тела всех будд.
Омраченность
(тиб. gti-mug)
В специальном смысле - это одно из трех качеств человеческой природы: гневливость, страсть и омраченность. Оно символизируется свиньей, в круге сансарического существования помещается в центре, наряду со змеей и петухом, которые олицетворяют гнев и чувственные страсти.
Падмасамбхава
(санскр. padmasambhava, “возникший из лотоса”, тиб. padma-’byung)
Великий тантрик и маг, полулегендарная личность, выходец из Кашмира, который жил в VIII в. и содействовал распространению буддизма ваджраяны в Тибете. Считается духовным предтечей тибетской буддийской школы нинма. Падмасамбхава завершил в 755 г. строительство первого в Тибете буддийского монастыря Самье.
Пандит
(санскр. pandita; тиб. pan-chen)
Ученый, ученый муж.
Патра
(тиб. Ihun-bzed)
Чаша для сбора подаяния, атрибут буддийского монаха.
Перцептивный комплекс
(санскр. samjna; тиб. ‘du-shes)
Группа процессов “различения”, один из пяти комплексов индивидуального существования. “Санджня” сводится к мгновенным переживаниям различия каждого из наблюдаемых составных элементов от других; так, напр., возможность сказать, что данное нечто есть “длинное”, а не “короткое” и т. д., объясняется действием элемента различения. На присутствии этого элемента основана вообще возможность сознательной жизни, так как иначе все казалось бы одинаковым.
Пишача
(др.-инд. pisaca; тиб. sha-za)
В древнеиндийской мифологии злобные и вредоносные демоны, насылающие болезни, нападающие на людей и питающиеся их мясом и кровью.
Различительная мудрость
(тиб. sor-rtog-ye-shes)
Мудрость, которая очищает от страстей и желаний (одна из пяти видов запредельной мудрости в тибетском буддизме).
Ракшас
(санскр. raksasa; тиб. srin-po)
В индийской и тибетской мифологии демон-людоед с красными глазами и шеей, который пьет кровь и питается трупами. Ракшас бродит по ночам и приносит несчастья живым существам; способен принимать разные обличья.
Ратнасамбхава
(тиб. rin-’byung, “тот (из которого) возникают драгоценности”)
Один из пяти дхьяни-будд; Ратнасамбхава изображается в мандале дхьяни-будд на юге; он желтого цвета, его правая рука - в вараде-мудре (ладонь повернута к зрителям), что символизирует щедрость. Земным соответствием Ратнасамбхавы считают бывшего Будду Кашьяпу.
Раху
(тиб. rahu)
Также Встала, в индуистской и тибетской мифологии злой дух, живущий в деревьях и на кладбищах и способный вселяться в мертвые тела.
Роланг
(тиб. то-langs, “встающий труп”)
Также Встала, в индуистской и тибетской мифологии злой дух, живущий в деревьях и на кладбищах и способный вселяться в мертвые тела.
Сага
(тиб. sa-ga)
“Козлиномордый”, назв. демона.
Самадхи
(санскр. samadhi, тиб. ting-nge-’dzin)
Глубокое медитативное сосредоточение, при котором исчезает дуальность объекта и субъекта.
Самопорожденный
(тиб. bdag-bskyed)
Порожденный медитативным сознанием (сознание в процессе медитации); yi-dam-kyi-bdag-bskyed-len-pa, слияние с самопорожденным идамом, слияние с идамом, порожденным в процессе медитации.
Сансара
(тиб. ‘khor-ba)
Реальный мир профанического существования, непрерывная цепь перерождений живых существ, что является, согласно буддизму, источником страдания.
Сиддха
(санскр. siddha, “совершенный”, тиб. grub-thob)
1) В индуистской мифологии полубожественные существа, обитающие в воздушном пространстве и отличающиеся чистотой и святостью, они владеют восемью сверхъестественными способностями; 2) в буддийском тантризме совершенный йогин, адепт школы сиддхов, обладающий сверхъестественными способностями-сиддхами.
Тантра
(санскр. tantra, “непрерывность, длительность”, “нить”; тиб. rgyud)
1) Имеется в виду непрерывность бытия. Основная идея тантры, как и других учений буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления (или обретения природы будды), но присущее тантре качество непрерывности продолжается даже за пределами достигнутого состояния просветленности. В этом ее отличие от других буддийских учений; 2) название раздела в Тибетском каноне, содержащем тантристские тексты.
Татхагата
(”так ушедший” или “так пришедший”, т. е. достигший цели, или просветления)
Один из эпитетов будд - проповедников Учения.
Телесные прегрешения
(тиб. las-kyi-nyas-pa)
Убийство, прелюбодеяние, кража.
Торма
(тиб. gtor-ma)
Ритуальные изделия из масла и теста (подносимые в качестве жертвоприношения).
Три тела (Будды)
(санскр. trikaya; тиб. sku-gsum)
Три ипостаси Будды, взаимно дополняющие друг друга. Первое тело “Дхармакая” (тело Дхармы) олицетворяет изначальную и неизменную реальность. Второе “Самбхогакая” (тело блаженства) связано с пребыванием Будды в сверхъестественных существах, всезнающих, всемогущих, всеблагих, третье - “Нирманакая” (тело преобразования) - с принятием им человеческого или иного облика для пользы проповеди Учения.
Упали
(тиб. nye-bar-’khor)
Один из десяти ближайших учеников Будды, который на Первом буддийском соборе воспроизвел по памяти предписания относительно устройства монашеской общины, данные Буддой при жизни, составившие раздел “Виная” буддийского канона.
Ушниша
(тиб. dbu-gtsug)
Буддийский нарост на голове Будды - один из 32-х главных телесных признаков, которыми отмечены будды.
Хаягрива
(тиб. rta-mgrin)
“Имеющий шею лошади”, в буддийской мифологии ваджраяны идам и дхармапала; эманация будды Акшо-бхьи. Его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и восемь рук. В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях у Хаягривы (в отличие от индийских канонических) в волосах помещают небольшую лошадиную голову.
Хозяин богатства
(тиб. dkor-bdag)
Название класса злых духов.
Хозяин местности
(тиб. sa-bdag)
Название класса злых духов.
Хри
(тиб. hri)
1) Магический слог “хри”; 2) сущность, субстанция.
Царь зверей
(тиб. ri-dwags-rgyal)
Один из пятнадцати великих демонов детских болезней.
Цёкче докгон
(тиб. phyogs-’dre-ldogs-’gong)
Название класса злых духов.
Цзонгче
(тиб. gtsong-’dre)
Название класса злых духов.
Цзьипдю
(тиб. Icibs-bdud)
Название класса злых духов.
Цян
Тибетский спиртной напиток
Чакра
(санскр. cakra; тиб. ‘khor-lo)
1) Круг, колесо, диск; сфера; 2) в тибетском тантризме название пяти центров психической энергии, образованных переплетением и разветвлением правого и левого каналов психической энергии (см. лалана и расана) вокруг центрального канала (см. авадхути) на уровне бровей, горла, сердца, пупка и половых органов; 3) сансарическое существование.
Чакравартин
(тиб. ‘khor-los-bsgur-ba’i-rgyal-po)
Вселенский монарх - высшее духовное состояние, которое может обрести мирянин в результате своих безмерных благих заслуг.
Чандранандана
(тиб. kha-che’i-mkhas-dbang-zla-ba-mngon)
Кашмирский ученый, внук и ученик знаменитого врача Ашвагоши, составил комментарий на трактат своего знаменитого деда “Восемь разделов лекарственных средств” и написал также сочинение о медицинских терминах.
Чародей
(тиб. ‘gong-po)
Название болезнетворного духа.
Четыре безмерных
(санскр. catvarapramana; тиб. tshad-med-pa-bzhi)
а) Безмерное сострадание; б) безмерная доброта; в) безмерная радостность (духовная); г) безмерное бесстрастие.
Шакьямуни
(санскр. Sakyamuni; “Отшельник” (из племени) шакья”; тиб. sangs-rgyas-shakya-thub-pa)
Будда Шакьямуни - основатель буддизма, жил в Индии в середине I тысячелетия до н. э. (по мнению большинства ученых, в 566-476 или в 563-473 гг. до н. э.); в буддийской мифологии последний земной Будда, проповедовавший Учение.
Шестиликий Кумара
(санскр. sanmama, sanmamrah; тиб. gzhon-nu gdong-drug)
Эпитет Картики, младшего сына Махадевы.
Шесть классов
(тиб. rigs-drug)
Шесть миров сансары: мир богов, мир асуров, мир людей, мир животных, мир прет и адский мир.
Широколицый
(тиб. gzhin-rgyas)
Один из пятнадцати демонов детских болезней.
Шрамана
(санскр. sramana; тиб. dge-sbyong)
буддийский нищенствующий монах.
Ютхок Бумсен
(1) (тиб. g-yu-thog-’bum-seng-mkhas-pa’i-dbang) 2) (тиб. g-yu-thog-’bum-seng-brtse-ba’i-bdag))
1) Владыка знаний (имя ученика знаменитого тибетского врача Ютхокбы Младшего (1138-1213); 2)Владыка милосердия Ютхок Бумсен (имя старшего сына знаменитого тибетского врача Ютхокбы Младшего).
Якша
(санскр. yaksa; тиб. gnod-sbyin)
1) Зловредные демоны, обитающие на земле, на горных перевалах, в воздухе или в нижних обителях богов, пожирающие человеческое мясо; 2) восемь служителей бога богатства Куберы.
Ямараджа
(санскр. yama; тиб. gshin-rje)
Владыка мертвых - в древнеиндийской мифологии владыка и судья царства мертвых, решающий поселить душу умершего в рай или адскую обитель. В буддизме ваджраяны Яма нередко перечисляется среди главных дхармапал.
Ямшю
(тиб. yam-shud)
Название болезнетворного духа.